Закрыть ... [X]

Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии

русской ^

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М.: ОГИ, 2002. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. С. 269-270.


Подобно своим предшественникам, самую развитую модель правительственной организации Александр пытался найти за границей. Он нашел ее в административной структуре наполеоновской Франции. На своих совещаниях Негласный комитет поддерживал просветительский идеал достижения счастья подданных путем сильной и рациональной реорганизации, исходящей сверху. Комитет следовал французской системе министерств, принятой после революции. Александр предпринял также шаги к тому, чтобы в администрацию приходили квалифицированные чиновники. Он снова обратился к европейской модели. В западных монархиях условием, позволяющим занять многие административные и судебные должности, была университетская степень или экзамен. Александр надеялся, что университетское образование вытеснит обычное в России получение высоких должностей через военную службу или связи.

Великий князь Николай Михайлович. Граф Павел Александрович Строганов (1774-1817). Историческое исследование эпохи императора Александра I. СПб., 1903. Т. 1. С. 126-127


Внимательно проследя различные фазы той многосложной работы, которая была так быстро затеяна, постоянно замечаешь в действиях государя сперва смелый шаг вперед и тотчас же несколько шагов назад, именно тогда, когда, казалось, уже все приходило к желанному решению, он замечательно умел вдохновить своих избранников, смело наметить, хотя всегда в общих чертах, известную программу и цель, но как только машина приходила в полную силу своего напряжения, давался непредвиденно задний ход. Затеянное останавливалось и так же быстро все обращалось к чему-либо новому, конец которого ожидала та же участь. Вот отчего так поражает незаконченность всех тех реформ, которые государь хотел положить в основу своего царствования и которые получили образ какого-то пестрого неопределенного конгломерата, осветившего на короткое время Россию в форме спустившегося с небес метеора.
^

Почему не реализовался план Сперанского?


Александр I вернулся к своим первоначальным замыслам о конституции после окончания двухлетней войны с Наполеоном, завершившейся в 1807 г. Тильзитским миром. Теперь, однако, его сподвижником в этих начинаниях стал М.М. Сперанский, происходивший не из аристократической фамилии, как «молодые друзья», а из семьи сельского священника. Именно ему поручил император подготовить проект российской конституции.

Сперанский благодаря своей образованности, выдающимся административным способностям и исключительной работоспособности сумел занять положение ближайшего советника Александра I в государственном управлении. В 1809 г. он закончил свою работу и представил императору проект «Уложения государственных законов». Сперанский не только детально разработал будущее государственное устройство России, но и теоретически обосновал необходимость введения в России конституционного строя. (Сперанский, 153-160, 164). Однако его аргументам противостояли контраргументы сторонников неограниченного самодержавия (Карамзин, 47-110). Сравните аргументацию М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина. В чем заключалась их убедительность для Александра I?

Сперанский был последователен в своих реформаторских начинаниях. По его инициативе Александр I издал два закона, серьезным образом изменивших положение чиновников и придворных. Первый из них давал возможность двигаться вверх по лестнице чинов только тем чиновникам, которые получали университетское образование. Второй закон обязывал придворных взамен необременительных обязанностей при дворе искать настоящую службу в департаментах и канцеляриях.

Что заставило императора отказаться, в конце концов, от осуществления уже подготовленного плана? Боязнь лишиться власти? Или недостатки самого плана? Или общественное недовольство?

^

Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961. С. 153-160, 164.


Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии образ правления должен быть соразмерен степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сей степень, он испровергается с большим иль меньшим потрясением.

Время есть первое начало и источник всех политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может.

Все политические превращения, в Европе бывшие, представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системою феодальною. По мере как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая ­ в изнеможение.

Время, просвещение и промышленность предприняли воздвигнуть новый вещей порядок, и приметить должно, что, невзирая на все разнообразие их действия, первоначальная мысль, движущая их, была одна и та же ­– достижение политической свободы.

Таким образом, приуготовился переход от феодального правления к республиканскому.

Англия первая открыла сей новый круг вещей; за нею последовали другие государства: Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, Соединенные Американские области и, наконец, Франция.

Во всех сих превращениях время и состояние гражданского образования были главным действующим началом. Тщетно власть державная силилась удержать его напряжение; сопротивление ее воспалило только страсти, произвело волнение, но не остановило перелома. Сколько бедствий, сколько крови можно бы было сберечь, если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа.

Тот же самый ряд происшествий представляет нам история нашего отечества.

Еще при царе Алексее Михайловиче почувствована была необходимость ограничить самодержавие. Во всех важных мерах признаваемо было необходимым призывать на совет просвещеннейшую по тогдашнему времени часть народа, бояр, и освящать меры сии согласием патриарха.

Петр Великий во внешних формах правления ничего решительно не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле.

Настало Екатерины II-й. Все то, что в политических писателях того времени предполагалось наилучшего для успехов свободы; почти все то, что после, двадцать пять лет спустя, было сделано во Франции для открытия последней революции, ­ все почти было ею допущено при образовании Комиссии Законов. Созваны депутаты от всех состояний, и созваны в самых строгих формах народного законодательного представления, дан наказ, в коем содержалось сокращение лучших политических истин того времени, употреблены были великих пожертвования и издержки, дабы облечь сословие сие всеми видами свободы и величия, ­ словом, все было устроено, чтобы дать ему, и в лице его России, бытие политическое; но толпа сих законодателей не понимала ни цели, ни меры своего предназначения.

Таким образом, громада сия, усилием одного духа, без содействия времени составленная, от собственной своей тяжести пала, оставив по себе одну долголетнюю и горестную укоризну всем подобным сему предприятиям.

В настоящем царствовании из разных установлений следующие должно отнести к государственным:

1) Открытие всем свободным состояниям права собственности на землю;

2) Учреждение состояния свободных земледельцев;

3) Устройство министерств с ответственностию;

В сем состоят все покушения, какие правительство само собою доселе делало к политическому государства освобождению.

Два последствия из них извлечь можно:

1) Что начинания при Екатерине II-й сделанные, очевидно были преждевременны и потому никакого не имели успеха;

2) Что, в общем движении человеческого разума, государство наше стоит ныне в эпохе самодержавия и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе.

Можно с достоверностию заключить, что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее и основать новый вещей порядок.

Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Полный курс лекций по русской истории
И. Иловайского лекции С. Ф. Платонова стали самым подробным обобщающим изданием, в котором огромный период российской истории – от...
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Культура второй половины XIX в
«Историю России с древнейших времен». Большую известность приобрел В. О. Ключевский («Курс русской истории» и др труды). Сын историка...
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Лекции по истории философии. Кн. 1816-1826
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1994. 423с. С. 5-423
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Лекции по истории философии. Кн 1817-1830
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1999. 582с. С. 85-572
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Лекции по истории философии. Кн 1816-1826
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1993. 350с. С. 5-61
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Лекции по истории позднего средневековья Лекции Т. Н. Грановского...
Публикация продолжает начатое нами в 1961 г издание лекций Т. Н. Грановского по истории более ранних периодов средневековья (V—xiv...
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Вопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon 1. Основные линии развития русской литературы, место русской литературы...
Вторая тенденция-расширение мирового опыта. Средневековая литература замкнута. Контакты средневековой лит-ры с древнерусской ограничены....
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon Курс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
Литература: Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 icon -
Программа уничтожения Русской нации, принятая на Московском конгрессе сионистов в августе 1989 года

Источник: http://userdocs.ru/istoriya/18410/index.html?page=6



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 8: Труды по Конкурсное замещение вакантных должностей виды конкурсов

Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии Р с уортман сценарии власти мифы и церемонии русской монархии

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ