Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке

XI ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» 

Тема: История одной картины

Автор: Чеснокова Полина Николаевна

Научный руководитель: Морозова Ирина Васильевна

Место выполнения работы: МБОУ Шарангская СОШ

2014

ВВЕДЕНИЕ

«…в искусстве остается только то, что отражает свою эпоху»

Людмила Перец

В прошлом учебном году на уроках ИЗО при изучении раздела «Рисование человека» мы выполняли рисунки на тему «Зимние забавы». В конце урока все с интересом рассматривали рисунки друг друга и самым популярным сюжетом оказалось катание на коньках. Так как я увлекаюсь рисованием, мне стало интересно выяснить, привлекали ли внимание живописцев подобные сюжеты. Обратившись к сети  интернет, я обнаружила огромное множество картин, где изображены люди, катающиеся на коньках. Кроме этого, я с удивлением для себя отметила, что картины художников относятся к различным временным эпохам, а главное, насколько различны коньки по внешнему виду.

Среди всех рассмотренных мною картин особый интерес вызвала картина «Зима пришла» (см. Приложение1). Она привлекла внимание своей искренностью, простотой, понятным, незамысловатым  сюжетом. Также мне показалась необычной одежда детей, изображённых на картине, а главное, внешний вид коньков – они значительно отличаются от современных.

Объектом исследования является полотно художницы В. Жолток «Зима пришла» (1953).

Предмет исследования – художественно-композиционные особенности картины и основные этапы истории развития видов спорта, связанных с использованием коньков.

Проблемы, рассматриваемые в работе: характер связи сюжета произведения с реальными событиями; соотношение сведений различных источников.

Целью данной работы является исследование материалов об истории  развития коньков на примере анализа произведения «Зима пришла».

 Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Изучить биографические сведения об авторе картины.

2.  Найти  и обобщить информацию о картине.

3. Изучить и проанализировать  научную литературу, отражающую  сведения об истории развития коньков, историю увлечения катанием на коньках.

4.  Выявить степень заинтересованности учащихся школы, учителей и родителей  зимними видами спорта.

5.  Изучить историю спортивных турниров начала 20 века.

6.  Изучить и обобщить информацию о пользе  катания на коньках.

7.  Изучить материалы  школьного музея для выявления информации о выпускниках, прославившихся в спорте.

8. Сформулировать выводы.

С целью реализации поставленных задач, направленных на достижение  цели в работе будут использованы  комплексные  методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, метод проблемного синтеза, систематизация и обобщение полученных выводов и результатов. К анализу можно привлечь различные источники историко-культурного характера, литературные и теоретические источники. Это позволит с наибольшей полнотой осветить изучаемый материал.

Новизна исследований заключается в следующем:  данное произведение художника  малоизвестно; кроме этого, история развития коньков не освящается в средствах массовой информации, интересно будет узнать об этом.

Практическая значимость работы: предпринятые исследования позволят  заполнить пробел в изучении истории катания на коньках.

Актуальность. Сейчас много говорится о здоровом и активном образе жизни,  а зимой 2014 года внимание всего мира будет приковано к Сочи – уникальному городу на берегу Черного моря, где с 7 по 23 февраля пройдут первые в истории России Олимпийские и Паралимпийские зимние Игры. Их с нетерпением ждут. Коньки и лыжи, на мой взгляд, основные зимние виды спорта, которые включены в программу всех, так называемых, Белых Олимпиад. Исходя из сказанного, полезно будет обобщить изученный материал в свете яркого спортивного события.

Источники исследования. Теоретической основой работы является специальная литература по истории изобразительного искусства послевоенного периода, развития видов спорта, связанных с коньками. Значительный материал для исследования содержится в дореволюционных изданиях, хотя источники несут разную информацию по фактам.

В результате поисков были выявлены материалы, которые отражают исторические особенности катания на коньках в России. Особо хочется отметить, что эти источники  помогли обнаружить редкие картины и гравюры с изображением людей, катающихся на коньках. Это позволило зрительно представить процесс катания на коньках, традиции разных стран; понять его тесную взаимосвязь с народными зимними праздниками.

При исследовании проблемы потребовалось также изучение материалов по физической культуре и спорту. Большую  роль в работе над темой сыграли материалы нашего школьного музея и беседы с известными личностями и людьми, так или иначе связанными со спортом и Советским Союзом. Они помогли понять атмосферу времени.

Полученные сведения могут использоваться на уроках МХК, ИЗО, изучая творчество художников,  на  классных часах по здоровому образу жизни; новые источники расширят круг представлений детей о  произведениях реалистической живописи.

История одной картины

Биографические сведения об авторе (исследование 1)

Как я отметила, исследуемая картина произвела на меня сильное впечатление. Поэтому мне захотелось узнать о ней как можно больше. К сожалению, в ходе поисков материалов о жизни и деятельности художницы я обнаружила, что их безмерно мало, а поиск информации об истории создания полотна не увенчался успехом. В результате обобщения найденного можно утверждать,

что Валериана Константиновна Липницкая - Жолток (1919–2000) -  выдающаяся белорусская художница старшего поколения (см. Приложение 2), родилась 13 декабря в г. Жлобине Гомельской области в семье железнодорожного служащего. В 1935–1939 гг. училась в Витебском художественном училище у В. Я. Хрусталёва, И.О. Ахремчика.  В 1939–1941 и 1944–1951 гг. работала художником-декоратором в Государственном театре оперы и балета БССР. С 1949 г. – член Союза художников. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь(1999). Награждена орденом «Знак почёта» (1955), медалью ВДНХ СССР (1967). В республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках участвовала с 1946 г. Её произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, Музее современного изобразительного искусства в Минске, частных коллекциях Беларуси, Англии, США, Италии, Польши, Румынии, Японии и др.

На протяжении десятилетий творчество художницы изменялось по стилям, но сущность оставалась всегда та же – «искренность, нежность, серьёзность, любовь и уважение к людям, восхищение красотой мира» [29]. Большинство полотен Жолток посвящено родной Белоруссии, природе, детям. Работала в бытовом жанре, в портрете, пейзаже, но особенно известными стали её натюрморты. Через произведения этого жанра, художница воплотила и разные настроения, и различные идеи, и своё мироощущение, и «ход истории» [31].

Но в начале творческого пути В.К. Жолток много и удачно работала в бытовом жанре, особенно любила и умела изображать детей и моменты их жизни. Одно из таких произведений – «Первое сентября» (1951 г.), первая работа В.К. Жолток в собрании НХМ РБ (см. Приложение 2). Я выяснила, что картина имеет автопортретный и автобиографический характер. Художница собирает в школу свою дочь, 9-летнюю Эльвиру, которую ждут нарядные подружки. Работа «Зима пришла» (см. Приложение 1), как и еще 39 ее произведений, хранится в коллекции этого же музея [31].

Особенности сюжета (исследование 2)

Не смотря на отсутствие какой-либо информации об исследуемой картине, постараюсь составить её описание.

Композиция картины (см. Приложение 1) построена по принципу классической симметрии, т. к. главные ее  герои (дети) размещены в центре. Все элементы полотна сконцентрированы в единое целое, объединены общими принципами по колориту, по настроению. По отдельным деталям можно судить о статусе семьи, об увлечениях и образе жизни детей и родителей. Судя по одежде, две девочки среднего возраста собираются на каток,  а мальчик с интересом наблюдает за сборами, в частности, за тем, как одна из них (возможно сестра) надевает коньки. Каток, скорее всего, находится во дворе дома. В этом помогли определиться воспоминания Германа Ивановича Мельчакова (в прошлом учитель физкультуры нашей школы, стаж работы – 40 лет): «Детство я провел в городе, когда собирался на каток, то коньки  надевали прямо в доме, потому что речка была совсем рядом. И грохоча по коридору коньками, торопился на улицу». Видно, что девочки одеты в теплые костюмы, значит в городе нет закрытых катков и кататься они будет либо на реке, покрытой льдом, либо на залитом катке. Рассматривая детали картины, я не увидела коньков у второй девочки. Возможно их у неё нет. Поэтому делаю вывод: коньки по цене были доступны не всем. В этом также можно убедиться, обратив внимание на слова, сказанные Германом Ивановичем в ходе беседы. Предположу, что девочка, надевающая коньки, может являться дочерью художницы, т.к. на картине «Первое сентября» изображена похожая девочка, а  полотно это написано 2-мя годами раньше). Мальчик тоже отправится гулять (т.к. частично он тоже одет). Он рад за свою старшую сестру, которая имеет свои коньки, а по выражению его лица можно судить о его уверенности в том, что эти коньки в будущем достанутся ему. Также можно утверждать, что мальчик гордится ею, т.к. на пианино можно увидеть награду за спортивные достижения – кубок. Этот кубок занимает в доме почетное место – значит эта награда очень дорога для семьи. К описанию пианино очень подходят комментарии моей тети: «Пианино в квартире было признаком интеллигентной и развитой семьи. Его любовно накрывали  кружевной салфеткой, запрещали бренчать все, что придет в голову, а только то, что по нотам. Рядом с пианино, на полу стояла обязательная банка с водой – чтоб не рассыхалось». Это позволяет сделать вывод, что семья интеллигентная и обеспеченная, и родители правильно воспитывают своих детей, прививая им навыки аккуратности, уважения, любовь к спорту, а значит, к здоровому образу жизни. Также обращают на себя внимание стол у окна, глобус, что свидетельствует о том, что детям созданы условия и для успешной учебы. На переднем плане картины замечательная деревянная машина, большая и так похожая на настоящую. Возможно, её сделал папа, который очень любит своего сына.

Рассмотрев внимательно сюжет я сделала вывод, что полотно относится к бытовому жанру живописи и посвящено жизни советской (судя по году написания картины) детворы.

Для того, чтобы полнее представить картину эпохи, отраженной в сюжете исследуемого полотна, я решила найти картины с подобным сюжетом, написанные в 50 – 60-е годы. Благодаря информации, найденной в  интернете, я обнаружила массу интересных и замечательных полотен (см. Приложение 3). К их содержанию очень подходит название одной из картин - «Счастливое детство». Все эти произведения необыкновенно добрые, яркие, позитивные и оптимистичные.       Глядя на них, хочется улыбаться и радоваться жизни! А главное – непременно узнать об истории возникновения  и развитии этого вида зимнего спорта и отдыха.

При рассмотрении  внешнего вида коньков, у меня возникли вопросы: как назывались такие коньки, какому именно виду конькового спорта они принадлежат, какое место в жизни детей данной эпохи занимают коньки  и почему именно этот сюжет выбрала автор картины? Также постараюсь определить, кто эти дети, изображенные на картине, точнее, кем они приходятся автору. Именно эти поставленные вопросы и определили направления для последующих исследований.

Страна и спорт в послевоенную эпоху 50-х г.г.  (исследование 3)

Исходя из проблемной ситуации, необходимо провести ряд исследований. Начну с эпохи написания картины (50-е годы 20-го столетия). Так как картина была написана в 1953 году, то  дальнейшие  исследования я направлю на начало 20 века,  особое внимание уделю послевоенной  эпохе и  постараюсь отследить историю развития зимних видов спорта в нашей стране.

1953 год - одна из самых черных дат в отечественной истории. Год политической катастрофы, навсегда сломавшей судьбу страны. Год смерти И. В. Сталина. Эта трагедия была настолько огромна, что заслонила все остальные события «рокового 53-го» - в ее тени остался и государственный переворот, совершенный всего через сто дней после похорон Вождя [9].

Отмечу, что наша страна в то время называлась Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год, состояло из союзных республик. СССР, наряду с США, был сверхдержавой.

О спортивной жизни того времени хотелось сначала узнать из первых уст. Поэтому я решила взять интервью у замечательного человека, которого называют «главным спортсменом нашего района», в прошлом, учителя физической культуры (см. Приложение 4) – Павла Севастьяновича  Домрачева (в 1953 году ему исполнилось 7 лет, т.е. он был ровесником мальчика, изображенного на картине). Общий стаж его работы учителем 40 лет! Занимаясь преподаванием в школе и тренерской деятельностью, Павел Севастьянович постоянно повышал свое мастерство. Ежегодно участвовал (и очень успешно) в профессиональных конкурсах. Признан победителем приоритетного национального проекта «Образование». В качестве тренера, десять лет посвятил юным волейболисткам. Кропотливый труд наставника не прошел даром. Шарангская команда девушек считается одной из лучших в области.    Самое яркое впечатление оставило участие в первенстве России по четырехборью в Башкирии. Он вместе с командой ребят профессионального училища летал туда на самолете защищать честь Горьковской области. Самый лучший результат команды – 3-е место по конькам! По словам Павла Севастьяновича, 50-е годы были не из легких: жили небогато, страна еще «не пришла в себя» после войны. «Лыжи мне купили лишь в 4-м классе, а первые коньки с ботинками – лишь в 8-м (до этого катался на «снегурках»). Когда начинал работать в школе, спортивных залов и инвентаря не было, и ребята на уроках физкультуры зимой катались на своих лыжах. Были катки на стадионе и на пруду, от снега их чистили дежурные классы школы. Коньки, конечно, были не у всех. У ребят были свои спортивные кумиры (Коломенкин, Бобров, Гришин), о которых они узнавали читая книги в библиотеке. Очень нравились ребятам массовые спортивные мероприятия, которые всегда проходили азартно и  весело». Сейчас он на заслуженном отдыхе, но ведет активный образ жизни: его приглашают на различные соревнования в качестве квалифицированного судьи, его всегда ждут в школе для бесед с учениками, с которыми ему всегда интересно. Павел Севастьянович внимательно рассмотрел картину и пояснил, что у него в детстве была похожая одежда, а вот такие коньки – это была мечта любого ребенка. По его словам, они назывались «гаги».

Обратившись к сайтам интернета [32], я выявила события, отражающие спортивную жизнь нашей страны, начиная с послереволюционного периода. После революции, несмотря на трудное положение в стране, физическое воспитание становится приоритетной задачей нового правительства [1]. 22 апреля 1918 г. был издан декрет о введении обязательного военного обучения трудящихся - Всевобуч. В содержание военно-физической подготовки Всевобуча наряду с другими видами спорта входил и конькобежный спорт.  В 1931 г. был введен в действие комплекс программы ГТО, который стал основой физического воспитания в нашей стране. В результате значительно увеличилось количество занимающихся конькобежным спортом, заметно улучшилась физическая подготовка молодежи, усовершенствовалась методика обучения и тренировки, повысились спортивно-технические результаты. К концу 19-го - началу 20-го века катание на коньках набирает популярность, во многом благодаря достижениям русских конькобежцев, самым известным из которых был А. Паншин (см. Приложение 15), который выступал на коньках собственной конструкции с удлиненным прямым лезвием [18].

В 1948г. после 12-летнего перерыва, вызванного 2-й мировой войной прошла 5-я зимняя Олимпиада в Санкт - Мориц (Швейцария). Соревнования собрали рекордное количество участников и стали мощным импульсом для послевоенного спорта, не смотря на то, что последствия войны ощущались еще очень сильно. Олимпиада прошла в атмосфере послевоенного подъема под лозунгом «Игры возрождения» (представители СССР в стартах не участвовали, но прислали своих наблюдателей). После войны советский спорт постепенно выходил на мировую арену. Победа советского народа высоко подняла международный авторитет Советского государства. И считалось, что этот авторитет ронять никому не позволено, в том числе и спортсменам. В олимпийское движение СССР вступил в 1951 году [15].

Однако, я считаю, что отправной точкой, завоевания коньками статуса «национального увлечения» становится 1952 г., когда советская сборная, дебютировавшая на чемпионате мира по конькобежному спорту, занимает первое место:  после Зимних Олимпийских игр 1952 года в международном скоростном беге произошёл настоящий переворот. Конькобежцы СССР, отметившиеся серией мировых рекордов, вышли на мировую арену,  стали играть только главные роли на чемпионатах мира и Европы, и показали  всему миру, как надо бегать на коньках [8].

В 1952г. в Осло (Норвегия, 6-е зимние игры) белые игры, наконец, прошли в стране, которая более четверти века являлась лидером в зимних видах спорта. Соревнования конькобежцев из-за огромного интереса зрителей проводились на легкоатлетическом стадионе и собрали рекордные 115 тысяч человек. Мир практически преодолел последствия  Второй мировой войны — и в экономическом, и в моральном отношении. Важным для меня оказался и тот факт, что в преддверии этой Олимпиады впервые состоялась эстафета олимпийского огня. Но к зимним видам спорта, прежде всего к конькам, отношение со стороны руководства Комитета по физической культуре и спорту оставалось настороженным. Олимпийский успех советских спортсменов на XV летних Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году стал для всех приятной неожиданностью. Советский спорт почувствовал уверенность в своих силах! [6]. Это означает, что в 1953году в Советском Союзе спорт был в почете!

Виды коньков, популярные в50-е годы (исследование 4)

Меня заинтересовал вопрос, как назывались коньки, изображённые на картине? Я решила узнать, какие виды коньков были популярны в 50-е годы. Оказалось, что коньки делились на категории: «фигурки», «хоккейки», «гаги», «бегаши» и «канадки» [30] (см. Приложение 5).

Благодаря беседе  с Павлом Севастьяновичем и материалам научной литературы я выяснила, что в СССР учились кататься, как правило, на «фигурках» - «снегурочках».«Брались обычные ботинки, в каблуке делалось углубление, его закрывала металлическая пластинка с овальным отверстием. Конек поворачивался поперек стопы, в овальное отверстие каблука вставлялся специальный штифт, находившийся на пятке конька. Конек разворачивался, и штифт накрепко сцеплял его с ботинком. Спереди тоже было крепление, которое зажимало конек с помощью ключа. Носок чуть приподнимался кверху, лезвие было прямое и толстое, что обеспечивало устойчивость конька и «сцепление со льдом». В советской коньковой иерархии «хоккейки» стояли намного выше «фигурок», несмотря на то, что были менее удобными: ботинок ниже щиколотки, лезвие тоньше, спереди вместо шипов легкая насечка [7].

«Гаги», (их называли  «бюджетные», по цене были доступны рядовым гражданам, поэтому  и приобрели всеобщую популярность) - это не беговые коньки, это как бы посередине между хоккейными и скоростными беговыми. Были предназначены исключительно для игры в «русский хоккей» (из-за того, что они развивали скорость гораздо лучше, чем «снегурки»).У них был очень мягкий ботинок, пологое лезвие, край как у «бегашей», полностью касается льда. «Бегаши» с длинным и тонким лезвием стоялина заоблачной высоте, но их почти ни у кого не было, разве что, у профессионалов».

С приходом в СССР канадского хоккея появилась мода на коньки «канадки», немного напоминавшие «хоккейки», но имевшие не прямой, а овальный профиль. Некоторые умельцы стачивали  «хоккейки» спереди и сзади – так получались «канадки». А потом на прилавках появились «ледорубы» - коньки марки «Динамо», и тысячи советских детей очень хотели получить их на Новый всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке год [10].

В нашем школьном музее, которому исполнилось этим летом 7 лет, тоже есть коньки. Это коньки – «снегурки» (см. Приложение 6). Музей получил их в дар от ветерана педагогического труда, бывшей учительницы немецкого языка – Петуховой Лидии Петровны (см. Приложение 6). Мне удалось побеседовать с ней (в 1953 году ей было всего 3 года, но эти  коньки тесно связаны с ее детством). Из беседы с Лидией Петровной: «Эти коньки очень дороги для меня – ведь это подарок моего старшего брата, который сам активно занимался спортом. Не все мои знакомые могли позволить себе купить коньки, тем не менее, у половины моих одноклассников они тогда были. Кататься на коньках было очень весело! Почти все свободное время зимой мы проводили на нашем пруду, потому, что катков тогда не было. Часто брали с собой деревянные лопаты, для того, чтобы расчистить место для катания. Катались до позднего вечера. Веревки, которыми мы привязывали коньки к валенкам сильно намокали от снега и покрывались льдом, снять потом коньки с валенок было практически невозможно. Тогда мы, как могли, расслабляли их, поднимая кверху и заталкивали прямо в валенки – так и бежали домой. А настоящие коньки с ботинками я приобрела уже, когда работала в школе»

Выполнив сравнительно – сопоставительный анализ фотографий коньков, популярных в 50-е годы и фрагмента картины, на котором изображены коньки, я сделала вывод, что героиня полотна надевает коньки – «гаги». Заинтересовавшись происхождением этого названия, я решила узнать его значение. Оказалось, что такие коньки выпускались финской фирмой «Хааген», поэтому и упростили название,  переименовав его  на «гаги» [34].

Интерес к зимним видам спорта (исследование 5)

На начальном этапе следующего исследования интересно будет выяснить, каким видам активного зимнего отдыха отдают предпочтение учащиеся нашей школы, их родители, учителя; узнать, какой вид отдыха чаще всего используют жители нашего посёлка и района, посещая ФОК. На втором этапе исследования, благодаря изучению материалов школьного музея, постараюсь узнать, как проводили свободное время ученики нашей школы, выпускники 1955 – 58 г.г. (выпускники именно этих лет могли быть современниками героев исследуемой картины).

В каждом классе нашей школы по расписанию три урока физкультуры в неделю. На два спаренных урока мы выезжаем в ФОК. Занятия в бассейне и на катке чередуются, поэтому вопросы анкет будут касаться этих видов спорта. Некоторые ребята нашей школы, а также взрослые любят кататься на лыжах в заречном парке, поэтому этот вид спорта и отдыха я тоже включу в анкету. В качестве опрошенных ребят я выбрала учащихся разных ступеней обучения: младшей (параллель 3-х кл.), средней (7-е кл.), старшей (10-екл.). Интересно было выяснить отношение к спорту родителей (опрошено 145 человек) и учителей школы (58). Ребятам и взрослым  были заданы 2 вопроса: «Как вы предпочитаете проводить свободное время»?«Каким видам спорта из перечисленных вы отдаёте предпочтение»?

Вот уже прошел год, как жители нашего поселка, любители здорового и активного образа жизни, поклонники спорта получили замечательную возможность – заниматься в современном ФОКе. Из районной газеты «Знамя победы» я узнала, что за это время посетителями стали 294715 жителей нашего и других районов области. Я решила выяснить предпочтения посетителей, взрослых и детей. Результаты  анкетирования я отразила в таблицах (см. Приложение7).

Благодаря проведённому исследованию можно сделать вывод: абсолютное большинство опрошенных ведут активный образ жизни. Более молодое поколение поселка со значительным преимуществом предпочитают коньки, хотя и взрослые выбирают этот вид активного отдыха.

Второй этап предполагал изучение материалов школьного музея с целью выяснить, каким видам зимнего спорта отдавали предпочтение выпускники нашей школы 1955 – 58г. г. (т.к. выпускники именно этих лет могли быть ровесниками детей, изображенных на картине).

В результате исследования папок о выпусках 1955 – 1958 г. г., а также  исходя из анализа фотографий и чтения автобиографий я сделала вывод, что ребята вели очень активный образ жизни и практически в равной степени предпочитали лыжный спорт и катание на коньках. Принимали участие и побеждали в соревнованиях различного уровня. Особенно много фотоматериалов, где можно увидеть насколько популярна была у ребят игра «Зарница», в которой до настоящего времени с огромным желанием принимают активное участие ребята нашей школы. Этапы игры остались такими, как и прежде, но сегодня изменилось их содержание. С особым интересом я отметила, что наряду с учениками активными спортсменами были и их учителя.

История развития коньков

Что такое коньки? История возникновения (исследование 6)

Меня настолько заинтересовала тема коньков, что я решила обратиться к истории их возникновения. О значении слова «конек» я узнала из Википедии: «коньки - это узкие металлические полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания по льду». А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы (см. Приложение 9), отсюда и название «коньки».  Именно из русского языка в международный спорт пришло слово «коньки».

Во введении я отметила, что рассмотрела множество произведений живописи и графики с изображением людей, катающихся на коньках, относящимся к разным временным периодам (см. Приложение 8)[23]. По моему мнению,  ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию. Уже  только по этим произведениям искусства можно проследить историю развития коньков, поэтому первоначально я попыталась проследить эволюцию коньков именно по сюжетам картин (по указанным датам и по внешнему виду коньков). Эта задача оказалась трудной, т.к., к большому сожалению, не все картины, предлагаемые в литературных источниках и интернете датированы. Также, рассматривая картины, трудно определить из какого материала коньки были сделаны. Интересным оказалось такое наблюдение: с течением времени у коньков изменялся вид полозьев – они становились с более длинными и загнутыми «носами». Один вывод могу сформулировать точно: большинство художников, отображающие сюжеты с коньками – это голландцы и англичане, кроме этого, именно их картины самые древние, значит катание на коньках зародилось в Голландии либо в Англии и было там очень популярным. Отмечу, что с любопытством обнаружила, что на самых древних произведениях искусства люди передвигались по льду при помощи палок (см. Приложение 8).

Для уточнения информации я обратилась к источникам исторической литературы и интернета. Обобщив найденную информацию, сделала вывод, что ни историки,  ни археологи не могут дать точного ответа о происхождении коньков. Тем не менее, в научной литературе я обнаружила некоторые факты. Доказано, что еще в 12 веке в северных странах, широко были распространены коньки из костей животных (выставлены в британском музее), смастерили их почти 2000 лет назад для того, чтобы быстрее перемещаться по скользкому льду зимой во время охоты (см. Приложение 9). Они были найдены на территории современной Англии и очень  были похожи на лыжи, но  не имели заостренных ребер. Отталкиваться приходилось, действительно, при помощи палок. Таким образом, передвижение происходило намного быстрее и увереннее [21].  Похожие коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Швейцарии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе.

Контрольный эксперимент провели в Альпах доктор Федерико Форменти и его коллеги: пятеро опытных спортсменов вместо привычных современных коньков воспользовались экзотичными «костяными», изготовленными по образцу тех, что хранятся в Британском музее. Путем обработки данных об энергетических затратах спортсменов (объем вдыхаемого кислорода, сердечные ритмы и т.д.), исследователи сумели показать, что передвижение не пешком, а на коньках экономит значительное количество сил. Даже примитивные лезвия сохраняют до десяти процентов энергии, которую люди истратили бы, путешествуя на то же расстояние пешком [28].

Важным для исследований оказался найденный факт истории: начало Нового времени ознаменовалось в Европе сильным похолоданием: все каналы, реки и даже море в Нидерландах каждый год замерзало, поэтому практическое значение коньков постоянно росло. Это уже не потеха, а жизненная необходимость, и это доказывает, что коньки — массовое увлечение простого народа Голландии [5].

Из многочисленных источников, рассказывающих о происхождении коньков, я узнала, что существует множество различных фактов, но я остановлюсь, по моему мнению, на самых убедительных. Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона», где описал способности молодых людей, катающихся на коньках [17]. По другой версии, самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648г) [28].

В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак (см. Приложение 9), затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, установлено, что их делали из фаланг передних ног лошадей. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии [33]. Получается, коньки - одно из древнейших изобретений человечества.

С XIII и до середины XVIII века конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а затем - из стали (см. Приложение 9).Так выглядят приспособления, на которых катаются персонажи с картин Брейгеля Старшего (см. Приложение 8). Когда они появились впервые, трудно сказать точно, но уже в летописях и различных книгах XIV—XV столетий можно встретить записи и гравюры, на которых изображены люди, скользящие на деревянных коньках с железными лезвиями (см. Приложение 8).Шведский картограф Олаус Магнус (см. Приложение 9) в 1550-х годах описывал население Севера Европы, которое пользовалось «плоским полированным железом или плоской оленьей или бычьей костью длиной в один фут, привязывающейся к подошве».Такие своеобразные коньки прикрепляли к ногам при помощи веревок или специальных ремней [22].

Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. С тех пор коньки были прочно прикреплены к ногам и никогда не слетали (этот факт может являться доказательством того, что именно Петр 1 изобрел коньки для фигурного катания). Вернувшись в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Историки спорта отмечают, что именно с его лёгкой руки катание на коньках вошло в быт народа и стало одним из любимых развлечений). За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме (см. Приложение 9) [11].

Также я узнала такие интересные факты: первый каток «на суше» был залит в 1842 году в Англии  жителем Лондона Генри Кирком, а коньки для детей, которые учатся овладевать искусством скольжения, появились в 1900 году и имели два полоза (см. Приложение 10) [4].

История развития зимних видов спорта (исследование 7)

Я поставила задачу: узнать о зимних видах спорта, связанных  с использованием коньков, а также узнать о наших спортсменах, прославившихся в них. В следствии чего можно будет выяснить факты, благодаря которым коньки были популярны, и имена спортсменов, чьи достижения были примером для нашей молодежи (достижения спортсменов буду рассматривать до 1954 года).Поиски показали, что среди зимних видов спорта выделяют «коньковые»: хоккей, конькобежный спорт и фигурное катание.

Хоккей с шайбой. Его история является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения считается Монреаль (Канада), (хотя новые исследования указывают на первенство Кингстона, Онтарио или Уиндсора, Новая Шотландия).  Именно там 3 марта 1875 года на катке «Виктория» был проведен первый хоккейный матч. Однако ещё на некоторых голландских картинах XVI века изображено множество людей, играющих на замёрзшем канале в похожую на хоккей игру (см. Приложение 12).В Новой Шотландии и Виргинии также существуют старинные картины, где изображены люди, играющие в хоккей [19].

Игра в хоккей стала настолько популярной, что в 1893 году генерал-губернатор Канады лорд Фредерик Артур Стэнли приобрел за 10 гиней кубок, похожий на перевёрнутую пирамиду из серебристых колец, — для вручения чемпиону страны. Так появился легендарный трофей — Кубок Стэнли. Первая профессиональная хоккейная команда была создана в Канаде в 1904 году. В1910 году возникла Национальная хоккейная ассоциация, а знаменитая Национальная хоккейная лига появилась лишь в 1917 году. В 1920 году состоялся первый чемпионат мира.  В 1920 году состоялась первая встреча в официальном турнире — на Олимпийских играх. Сильнейшими оказались канадцы [34].

Днем рождения хоккея в России и в СССР в целом считается 22 декабря 1946 года, когда в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе и Архангельске были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой. Я выяснила, что начинать было очень трудно, практически невозможно, т.к. годы были послевоенные. И как показывает многовековая история, только так русский человек и может добиться всего – через "не могу". «Казалось, после того, что пережили, всё остальное преодолеем и победим. Только так и никак иначе! И в конце концов победили!» Но сначала были сомнения относительно будущего нового вида спорта. Об этих сомнениях лучше всего сказал Заслуженный тренер СССР Анатолий Тарасов[20]. Также о трудностях писал и Анатолий Салуцкий в книге "Всеволод Бобров» [16], (см. Приложение 13).

В 1953 году советская федерация была принята в Международную федерацию хоккея, и уже на следующий год сборная СССР победила на чемпионате мира (7 марта 1954 года, Стокгольм)и сразу же заняла ведущее положение в мировом хоккее. Эта победа принесла сборной СССР первый титул чемпиона мира."Советские игроки первого хоккейного поколения во главе с Всеволодом Бобровым развеяли в 1954 году миф о канадской непобедимости не только потому, что проявили бойцовский характер, выдержали сильное психологическое и физическое давление со стороны заокеанских игроков, но и потому, что не уступили им в мастерстве", - полагает трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Виталий Давыдов [2].

На зимней Олимпиаде 1956 года, (Кортинад’Ампеццо на севере Италии), состоялся дебют на Олимпийских играх сборной СССР по хоккею с шайбой, это была первая победа наших хоккеистов на Олимпиаде![19].

Конькобежный спорт или скоростной бег на коньках, этот спорт по давности традиций, по своему размаху, и, как выяснилось, по значительности результатов не имеет равных.

.Первые официально зафиксированные соревнования были проведены в Великобритании в январе 1763 года. тогда как самые первые коньки для бега с тонким лезвием, были придуманы в 1888 году, двумя норвежскими изобретателями А. Паульсеном и К. Вернером (см. Приложение 10). Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков для скоростного бега внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр Паншин (см. Приложение 15). В 1887 г. он смастерил по собственной модели удлиненные коньки — цельнометаллические, длинные, с узким лезвием и немного загнутым носком коньки - прообраз сегодняшних беговых (см. Приложение 10). На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.В 1892 году норвежец X. Гаген  предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза (см. Приложение 10). Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира [6].

Узнав о заслугах этого норвежца, я предположила, что его фамилия могла повлиять на название коньков – «гаги». Хотя, найденная ранее информация в интернете дает повод утверждать, что коньки назвали так исходя из названия фирмы – производителя. Поэтому потребовалось уточнение полученных фактов.

Первый чемпионат России прошел в 1889. С 1918 по 1922 проводились чемпионаты РСФСР, с 1923 по 1991 — чемпионаты СССР в классическом многоборье. В программу зимних Олимпийских игр скоростной бег на коньках у мужчин входил с самого начала, с 1924 года. На старт VII зимней Олимпиады впервые советские конькобежцы вышли в 1956 году и выиграли 7 призовых медалей [6].

Конькобежный спорт — один из старейших видов спорта. В России он был первым и до XIX века единственным зимним видом спорта.  По своей доступности, демократичности был спортом номер один. Во многих городах России возникали общества любителей катания на коньках. «…кататься на Патриаршие ходили семьями. С ребятишек за вход на каток брали пятачок. Берега прудов украшались елками. У ограды толпился народ. На льду кружились катающиеся под духовой оркестр. Это в будни, а праздничным зрелищем были скоростные «бега»[32].

В данном исследовании мне очень помогла книга «Повесть о коньках» нашего знаменитого конькобежца Олега Гончаренко (см. Приложение 15), который на мировом чемпионате 1953 г. в  Хельсинки завоевал первый лавровый венок абсолютного чемпиона мира!  Из неё я узнала, что с 1948 года началась череда успехов наших спортсменов в зимних видах спорта.

Фигурное катание…Что это? Гимнастика или танцы, спорт или искусство? Можно выразить это понятие в формуле: «Спорт + Искусство». На мой взгляд, это целый мир, который объединяет высокое техническое мастерство, виртуозное владение коньками, сложнейшие головокружительные элементы и вдохновение, умение не просто хорошо выполнить фигуру, а создать на льду образ. По моему мнению, именно это привлекает к фигурному катанию многие сотни и тысячи людей. Первоначальное название – «бег с фигурами или фигурный бег». В ходе исследований я выяснила, что рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости [12].

Обращение к истокам русского фигурного катания показывает, что процесс скольжения на коньках возник на Руси в глубокой древности и был тесно связан с языческими праздниками. В силу географических условий любимым местом проведения зимних игрищ славян были покрытые льдом реки. «Праздничное действо», разворачиваемое на ледовой поверхности вод, обычно включало скольжение на коньках как составную часть разыгрываемого представления. Отсюда и его название «катание», что означает «празднество, гулянье, езда для забавы» [28].

Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, известные тогда [33].

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других манёвров фигурного катания [22].

Собственно русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповом саду (см. приложение) на Садовой улице, который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. Каток был самым благоустроенным в России. На базе Юсуповского катка в 1877 году создается «Санкт - Петербургское общество любителей бега на коньках». Эта организация объединяет к 1881 году значительную группу фигуристов, деятельность которой направлена на развитие фигурного катания как вида спорта. Почетным членом и видным деятелем его был Алексей Павлович Лебедев (основоположником русской школы фигурного катания), которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания» (см. Приложение 15). Именно он стал первым чемпионом (несмотря на то что он учился мастерству по книгам, он поразил судей зрителей техникой скольжения во всех трех номерах программы неофициального чемпионата мира, проходившего в Петербурге в 1890 г.(9 февраля 1896 г. в Санкт-Петербурге прошел первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию на коньках).

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования [21].

  Еще один кумир спортивной молодежи конца прошлого века — Александр Никитич Паншин (см. Приложение 15). Он был первым русским чемпионом, завоевавшим этот титул в 1897-1900 гг. Уникальный спортсмен побеждал и на международных соревнованиях. Для меня оказался удивительным тот факт, что он начал карьеру фигуриста в 39 лет!

Первым и единственным представителем дореволюционной России – победителем на Олимпийских играх стал Н. А. Панин-Коломенкин (1872-1956) (см. Приложение 15).Он навсегда вошел в летопись мирового и отечественного спорта. Он и его ученики сразу после революции стали создавать секции по фигурному катанию на коньках. Популярность Н. Коломенкина была настолько велика, что его образ увековечили в скульптуре, графике, на монетах (см. Приложение 16). «Панин (Россия) был далеко впереди соперников, как в трудности фигур, так и красоте и легкости их выполнения. Он вырезал на льду серию наиболее совершенных рисунков с почти математической точностью» [9].

 В 1920 г. были организованы первые соревнования на катке ипподрома Семеновского плаца. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда. В марте 1924 г. состоялось первенство СССР. Чемпионаты страны в те годы проходили не регулярно, они стали постоянными после того, как в 1936 г. была создана секция (позднее — федерация) фигурного катания. В 1938 г. в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках» (автор Г.М. Паули — учитель гимнастики) [28].

Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнца (танцор и конькобежец, имел свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду; оказался  одним из первых, кто  привинтил коньки к сапогам намертво. Историки именно его единодушно признают основоположником современного международного стиля фигурного катания. Именно его конек считается прототипом современного фигурного конька), (см. Приложение 14) [13].

«Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства» - так писал о нем Н. Панин-Коломенкин [13]

Интересными оказались для меня и такие факты: В начале 20 в. Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов. К началу XX века фигурное катание насчитывает около 3000 фигур [33]

В ходе проведенного исследования я поняла, что в вышеназванных видах спорта заметный  след оставили яркие личности, благодаря которым развивались зимние виды спорта, описанные выше. Мне захотелось дополнить и обобщить эту информацию.

На них равнялась молодежь Советского Союза (исследование 8)

Обобщив материалы интернета [32] я узнала имена прославленных советских  спортсменов и составила их портретную галерею (см. Приложение 15). Проанализировав автобиографические данные известных фигуристов, историю их  спортивных турниров, я сделала вывод, что титулы, завоеванные нашими спортсменами очень высоки, а это означает, что на протяжении всей поры советского периода  истории нашей страны, хоккей, конькобежный спорт и фигурной катание были очень популярными, во многом благодаря завоеваниям спортсменов.

Далее я поставила цель узнать имена прославленных спортсменов - выпускников моей школы.  Для этого я обратилась за помощью к руководителю школьного музея. Изучив материалы папки «Спортивная жизнь школы», я выяснила, что во все годы существования нашей школы уделялось большое внимание физическому развитию детей, укреплению их здоровья, и, как оказалось, готовились дети к занятиям и в большом спорте. Многие ребята добились высоких результатов в разных видах спорта. Хочу привести самые яркие примеры. Среди них Николай Лузин -  чемпион Советского Союза (лыжи, 1988), участник многих чемпионатов Мира по зимнему ориентированию, «Мастер спорта СССР международного класса». Николай Медведев – чемпион СССР (самбо, 1976), девятикратный победитель Всесоюзного турнира на призы памяти Героя Советского Союза Н. Талалушкина, обладатель Кубка мира, неоднократный чемпион страны, победитель и призер спартакиад, заслуженный тренер РСФСР и СССР. Что касается коньков, то это - Аркадий Шабалин, который выполнил нормативы мастера спорта по конькам. Работал тренером в Перми. Среди других выпускников (призеров районных, зональных областных и союзных соревнований) и Виктор Иванович Бахтин – глава местного самоуправления нашего поселка, который поле окончания школы работал учителем физкультуры (см. Приложение 17). Во время учебы в школе - призер и победитель многих соревнований различного уровня.[26].

Спортивные секции, школьные, районные, зональные, областные соревнования, - все это свидетельствует о том, что нынешним школьникам у нас в школе тоже прививают любовь к спорту. Есть у нас и свой традиционный главный спортивный праздник: «Малые олимпийские игры» среди параллелей учащихся, где ребята могут продемонстрировать не только свои спортивные способности, но и интеллектуальные и даже артистические.

Польза катания на коньках (исследование 9)

Современный образ жизни (в широком смысле) вряд ли можно назвать очень активным. Большинство из людей проводят время, преимущественно сидя в душных офисах, работая за компьютером. Подобная форма деятельности не приносит пользу. Исследования специалистов утверждают, что катание на коньках один из самых полезных видов спорта и отдыха, т. к. есть польза не только для тела, но и для душевного состояния [10].

 Я решила узнать у школьного врача, в чем заключается польза катания на коньках. В ходе беседы, я узнала, что коньки издавна считаются прекрасным средством оздоровления и  доступны людям разного возраста, но особенно показаны младшим школьникам. Огромная польза, прежде всего, для ослабленных здоровьем детей (в ходе исследований мне встретилась информация о том, что очень многие известные фигуристы были слабыми в детстве, а фигурное катание позволило не только укрепить здоровье, но и стать лучшими спортсменами. Известна история чемпиона России, Европы и мира Евгения Плющенко, который рос очень слабым, болезненным ребенком. Отчаявшись найти лекарственную помощь, родители его решили пойти другим путём и уже в четыре года Женю привели на занятия фигурным катанием. Результатом стали не только отступившие простуды и пневмонии, но и всем известные спортивные достижения) [30].

Из беседы я сделала выводы о том, в чем именно заключается  польза катания на коньках:

  1. Улучшается обмен веществ, причем постепенно (т.к. это физическая нагрузка циклического вида, подобная бегу или плаванию)
  2. Нормализуется работа дыхательной и сердечно-сосудистой системы
  3. Укрепляются иммунная система и вестибулярный аппарат
  4. Благотворное действие его на осанку детей
  5.  Быстро восстанавливается  и снимается умственное утомление
  6. Совершенствуются физические качества, которые особенно хорошо поддаются воздействию именно в школьном возрасте: гибкость, ловкость, быстрота, выносливость
  7. Снимаются стрессы
  8. Преодолеваются страхи и неуверенность в себе
  9. При поворотах развивается пространственное представление, что способствует тренировке зрения.

Интерес вызвал факт, что двигательная активность во время катания на коньках помогает нашему телу снизить уровень вредного гормона  кортизола и выработать «счастливые» эндорфины, работающие, как нейтрализаторы боли в нашем организме. Мозг начинает работать быстрее, эффективнее. Это значит, что польза от катания на коньках достаточно велика.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что катание на коньках  - это не только вид активного отдыха, но и один из самых лучших и доступных способов оздоровления т. к. оказывает большое влияние на здоровье человека.

Коньки сегодня(исследование 10)

После распада СССР спорт в нашей стране пришел в упадок, а вмести с ним и популярность среди населения. Ледовые дворцы из-за недостатка финансирования перепрофилировались под другие виды спорта, или музыкальные арены. Сборная по хоккею перестала завоевывать титулы, а игроки быть национальными кумирами. Только завоевания российских фигуристов поддерживали популярность катания на коньках[32].

Наверное все так бы и оставалось на таком грустном уровне, но тут свою роль сыграло телевидение. В 2006 году появляется первое ледовое шоу «Звезды на льду». Оно имеет  невероятные рейтинги, а в последующие годы появится масса подобных программ на различных каналах. Это явление даст импульс, к началу новой волны популярности фигурного катания, и катания на коньках вообще. Если еще недавно основными посетителями катков были дети, то после запуска этой передачи на лёд устремились взрослые всех возрастов. В 2008 году сборная России по хоккею с шайбой становится чемпионом мира, в этом же году создаётся Континентальная Хоккейная Лига (КХЛ), всё это, благодаря развивающейся спортивной тележурналистике, поддерживает и усиливает волну массового увлечения ледовым спортом.

 В настоящее время, можно сказать, что наша школа фигурного катания является ведущей на международной арене. Доказательством тому служат безоговорочные победы российских фигуристов на чемпионатах Европы и мира.Татьяна Тарасова, Станислав Жук, Елена Чайковская — имена этих прославленных тренеров гремят по всему миру. Они воспитали целую плеяду российских чемпионов мира и олимпийских игр. Это и пары: Моисеева-Миненков, Линичук-Карпоносов, Бестемьянова-Букин, Климова-Пономаренко, Грищук-Платов, и одиночники: Бобрин, Урманов, Ягудин, Плющенко, Бутырская, Слуцкая – этот список далеко не полный, и будет расти от чемпионата к чемпионату [30].

Еще большей популярности фигурному катанию добавили такие телевизионные проекты, как «Ледниковый период» канала ОРТ и «Танцы на льду» канала РТР. Здесь звезды кино, шоу-бизнеса, телевидения и спорта постигают искусство танцев на льду в парах со знаменитыми фигуристами нашей страны. Теперь даже те, кто раньше совершенно не увлекался этим видом спорта, с нетерпением ждут выходных, чтобы вновь и вновь насладиться этим уникальным по красоте зрелищем и поболеть за любимые пары.

Фигурное катание является сейчас прекрасным семейным времяпрепровождением. Это не только развлечение, но и прекрасный вид спорта для людей любого возраста. Есть такое понятие -  «семейный каток» – это сеть зимних ледовых катков на открытом воздухе, место досуга и отдыха для семей с детьми. Это совмещение традиций катания на коньках с современными технологиями и возможностями для комфортного катания. Такие катки есть сейчас в любом городе. Здесь предлагается обширная программа для посетителей: разные фестивали и празднования традиционных праздников, просмотр выступлений юношеских школ фигурного катания. Они оснащены современным оборудованием и имеют развитую инфраструктуру, которая включает в себя: отапливаемые раздевалки, пункт проката коньков, заточку коньков, камеру хранения, теплые и уютные кафе. На катках всегда играет веселая, приятная музыка. Системы освещения делают катание на коньках вечером таким же комфортным, как и в дневное время [31].

У нас в Шаранге подобным местом отдыха является ледовая арена в ФОКе «Жемчужина» (см. Приложение 18). Еще совсем недавно сама идея строительства физкультурно – оздоровительного комплекса была чем-то очень недосягаемым. Мы с нетерпением ждали его открытия, которое свершилось накануне 2013 года. И вот прошел год, как все любители здорового и активного образа жизни, поклонники спорта получили замечательную возможность – заниматься в современном ФОКе. Этому событию было посвящено мероприятие, состоявшееся 29 декабря в данном учреждении. Мы всей семьей присутствовали на этом замечательном празднике. Самое яркое и незабываемое шоу прошло именно на ледовой арене, где вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой желающие могли принять участие в различных конкурсах на коньках, а зрителей ожидало лазерное шоу, которое сменили показательные выступления разновозрастных воспитанников (см. Приложение 18). Было видно, что ребята за один год многому научились, для них спорт уже успел стать нормой жизни, полезной привычкой. Из районной газеты я узнала, что в рейтинге ФОКов  области наш занимает 10-е место.

У нашего класса есть своя традиция – каждое воскресенье мы собираемся на катке вместе с классным руководителем (см. Приложение 19). Благодаря чему, получаем заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения на всю неделю!

Из интернета я узнала, что, начиная с зимы 2012 года, в предпоследнее воскресенье января по инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS) отмечается новый праздник — Всемирный день снега (World Snow Day). Другое его название — Международный день зимних видов спорта. Цель праздника — повысить интерес к зимним видам спорта и вовлечь молодежь в активный образ жизни. По замыслу FIS, в этот день должны проходить «снежные фестивали», во время которых дети и взрослые смогут принять участие в соревнованиях на коньках, лыжах или сноубордах. Как задумывают организаторы, «этот день даст всем возможность насладиться снегом, познакомиться с кем-то и окунуться в светлое будущее зимних видов спорта, которые будут восприниматься не только как соревнование, но и как развлечение» [32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям особенностей картины В. К. Жолток «Зима пришла» (1953), и рассмотрению на её примере истории развития коньков.

При выполнении исследований я проанализировала различные источники учебной, научной и художественной литературы, интернет – сайтов  по теме и сделала выводы. Мне понравилась работа над исследованиями, потому что было очень интересно окунуться в другую эпоху, узнать чем жила молодежь послевоенного времени, чьи примеры вдохновляли людей. В процессе работы я училась находить нужную информацию в Интернете, журналах обрабатывать ее, выделять самое важное.Я не предполагала, что изучение одного произведения искусства повлечет за собой череду интереснейших выявленных фактов и открытий!

С самого начала исследований мне открылся удивительный мир замечательных призведений искусства, отражающий историю развития коньков. Каждую картину хотелось рассматривать и находить для себя что-то новое, порой совсем неожиданное. А главное, я ощутила насколько добрые, искренние  и радостные эти картины. Значит увлечение коньками приносит людям лишь положительные эмоции. Это подтверждают результаты анкетирования детей и взрослых, исходя из которых я выявила, что зимние виды спорта, в частности коньки, являются очень популярными.

Изучение источников об истории возникновения коньков  оказалось самым трудоемким этапом работы, позволило выделить основные проблемы, связанные с недостоверностью исторических фактов. Все же, я убедилась, что коньки – это древнейшее изобретение человечества и увлечения ими были массовыми.

С большим интересом я выполняла сравнительно – сопоставительный анализ фотографий коньков, популярных в 50-е годы и фрагмента картины. В результате чего удалось узнать названия самых популярных видов коньков середины 20-го века, благодаря этому я определила название коньков, изображенных на картине.К сожалению, точно установить не удалось, кто эти дети (хотя девочка очень похожа на героиню картины «Первое сентября», написанную за два года до исследуемой картины). Лишь на одном из сайтов была найдена информация о том, что это полотно автобиографично.

Я испытала гордость за нашу страну, когда удалось установить, что не смотря на большие трудности мы преодолели последствия 2-й мировой войны и спорт все-таки достойно вышел на мировую арену, а коньки стремительно вошли в нашу жизнь, показав, что этот спорт может быть не только полезным, но и красивым. Воздействие же ярких примеров на сознание людей оказалось столь мощным, что на протяжении многих лет помыслы молодых людей были неразрывно связаны с видами спорта, в которых так ярко проявили себя наши славные конькобежцы и фигуристы.

В  процессе работы с  материалами школьного музея о выпускниках школы, были изучены их воспоминания о школьной жизни,  дальнейший путь. Обобщив информацию, я пришла к выводу, что большинство молодых людей прошлых лет обладали чувствами высокого патриотизма, беззаветного  уважения к Родине, стремились к своим идеалам. Они активно занимались спортом и достигали неплохих результатов. Точное количество наиболее отличившихся спортсменов  назвать трудно, т.к. не обо всех выпускниках мы имеем достаточную информацию.

Полученные сведения могут использоваться на уроках ИЗО при изучении правил и приёмов композиции, на уроках МХК расширят круг представлений учащихся о произведениях реалистической живописи, классных и внеклассных мероприятиях, посвященных спорту, здоровому образу жизни. Для реализации этих планов можно порекомендовать проведение в школе следующего перечня мероприятий:

  1. Классный час «Узнаем много нового» (для ребят 1-2  классов).
  2. Игра– викторина «Поле чудес о зимних видах спорта» (для ребят 3-4 классов).
  3. Игровая программа «На коньках по льду скользя» (для ребят 5-6 классов).
  4. Устный журнал «По страницам олимпиад» (для ребят начальной школы и среднего звена).
  5. Торжественный сбор «Героям Олимпиад – слава!» (для всех учащихся школы).
  6. Час музея «Ими гордится школа» (для всех учащихся школы).

Результаты исследований  заставили абсолютно по – другому отнестись к малоизвестному произведению, сформировали особое отношение к реалистической живописи.  Именно этот жанр, как никакой другой требует от художника тщательнейшего отражения событий реальной эпохи. Каждый художник по-разному воспринимает действительность. Взаимодействуя с окружающим миром, он впитывает в себя огромную массу впечатлений, переосмысливая их в своем сознании через сформированные у него взгляды, интересы, убеждения. Именно от его восприятия  мира, преломленного через душевный мир и рождается его индивидуальный творческий метод, его произведение искусства. «Художник, - как подчеркивал замечательный живописец А. Дейнека, - обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хотят видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, люблю» [3]. Искусство, по моему мнению, обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Любой художник – реалист выполняет благородную задачу – показывает нам всю красоту сегодняшнего дня, для того, чтоб передать потомкам лучшие мгновения и яркие события. «Искусство всегда принадлежит своему времени, и если оно несет в себе устойчивые, идеи, оно будет всегда живое... Оно должно быть выше правдоподобия жизни, быть самой жизнью» ( А. Дейнека) [3].

Несомненно, что крупнейшее мировое событие  этого года  – 22-е зимние Олимпийские игры в Сочи. Искрометные сражения хоккеистов, непревзойденные по красоте выступления фигуристов, захватывающие поединки лучших конькобежцев – всем этим миллионы любителей спорта будут жить целых 22 дня. В преддверии этого события у меня появилась идея выполнить серию карманных календарей (используя компьютерную программу Microsoft Office Publisher),  на лицевой стороне которых будут размещены портреты и заслуги героев спорта страны Советов. Я думаю, такие календари будут актуальны. Эта идея появилась в следствие того, что в советское время у нас в стране большой популярностью пользовалось коллекционирование открыток с изображением самых популярных людей времени: знаменитых актеров и  музыкантов, а мне не хочется останавливаться на достигнутом, есть желание продолжить работу по исследуемой теме.

У каждого из нас есть вера и надежда, что наши спортсмены добьются на Олимпиаде высоких результатов! У нас все для этого есть. Мы живем в России – великой и сильной стране, в которой во все времена были свои славные герои – яркие примеры мужества и силы, выносливости и стойкости. «Человеку для движения вперед необходимо постоянно иметь перед собою на вершинах славные примеры мужества. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!» (Виктор Мари Гюго)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ:

  1. Абсалямова И.В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках М., ФОН, 1997. С.122.
  2. Акопян В. С. Тренер Анатолий Владимирович Тарасов. М.,ООО Рутена, 2001. С. 288
  3. Дейнека А. А. Учитесь рисовать, М. 1961. С. 190.
  4. Гиффорд К., Голдсмит М., Гэллери Ш. Современная детская энциклопедия. М., Эксмо. 2009.С. 11.
  5. Глязер С. В. Азбука начинающего фигуриста. М., ФиС, 1969. С. 23.
  6. Гончаренко О. Н. Повесть о коньках. Глава 4. Запах лавра. 1953. С 76.
  7. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD–ROM. 2008. С. 230.
  8. Конькобежный спорт: Справочник.  М., 1974. С 48.
  9. Мишин А.Н., Отечественная история фигурного катания на коньках. Издательский дом Олимп, 2006. С. 432.
  10. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 1976. С.24. 
  11. Мишин А. Н. Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания. М., Физкультура и спорт, 1976. С.42.
  12. Москвина Т. Н. Короткая программа. М., Физкультура и спорт, 1980. С.21.
  13. Панин Н. А. Искусство фигуриста. М., ФиС, 1956. С. 31.
  14. Паули Г.М. Зимние забавы и искусство бега на коньках. Петербург, 1938. С. 87.
  15. Рыжкин В. И. Ледовая сюита. М., ФиС, 1975. С. 53.
  16. Салуцкий А. Всеволод Бобров. М., 1950. С. 57.
  17. Стефаниус. Хроника знатного города Лондона. 1174. С. 172
  18. Тажирова Л. Б. Русская школа фигурного катания. М., 1989. 67.
  19. Тарасов А. В. Детям о хоккее. М., Советская Россия, 1986. С. 208.
  20. Тарасов А. В. Новый разговор на старую тему. Проблемы отечественного хоккея.  М., 1964. № 10.
  21. Хвостов М. Фигурное катание на коньках. 1926 г. М., С. 65.
  22. Хмара Т., История фигурного катания. Современный музей спорта, 2008. С.66.
  23. Шедевры мировой живописи. Энциклопедия. М., 2011.
  24. Папки из архива школьного музея: «Выпуск 1955 года», «Выпуск 1956 года», «Выпуск 1957 года», «Выпуск 1958 года».
  25. Папка из архива школьного музея «Спортивная жизнь школы».
  26. Папка из архива школьного музея «Замечательные выпускники школы».
  27. Папка из архива школьного музея «Учителя физической культуры».
  28. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_фигурного_катания
  29. http://www.artmuseum.by/ru/vyst/proshedshie-vyistavki/zoltak
  30. http://sbornaya-rossii.ru/figurnoe-katanie/
  31. http://artdic.ru/artis/016/zholtock.htm
  32. http://www.mrwolf.ru/Sport_i_aktivnyi_otdih/Pro4ee/6635
  33. http://www.medicus.ru/fitness/patient/figurnoe-katanie-chast-1-istoriya-vozniknoveniya-v-nashej-strane-29718.phtml
  34. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хоккей_с_шайбой_в_России

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/09/11/tekst-nauchno-issledovatelskoy-raboty-na-vserossiyskiy-konkurs-pervye




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


III Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые." Сценарий осеннего спортивного развлечения в старшей группе

Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке XIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих
Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке XI Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих
Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке Положение о Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских
Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке Всероссийский открытый конкурс научно исследовательских, проектных
Всероссийский конкурс исследовательских работ первые шаги в науке III Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов
Положение «Первые шаги в науке» МОУ ДО Центр внешкольной работы Первые шаги в науке » Всемирный день китов и дельфинов Блатной словарь Всероссийские конкурсы для педагогов (учителей ) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Дистанционные олимпиады и конкурсы - Управление образования

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ