Селимие: Храм, Переставший Быть Церковью, Но Так И Не Ставший Мечетью — Заголовок записи

Селимие: Храм, Переставший Быть Церковью, Но Так И Не Ставший Мечетью — Заголовок записи

Христианский собор с минаретами: мечеть Селимие, не похожая на мечеть. (Источник фотографий: architectural-review.com)

Средиземноморский остров Кипр имеет яркое и бурное политическое прошлое. Задолго до кипрского конфликта и разделения на север и юг после турецкого вторжения в 1974 году за контроль над островом боролись многочисленные империи и королевства. От короля крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце (который позже продал остров тамплиерам) и французской династии Лузиньянов до венецианцев и османов. При этом каждое новое правление очередного завоевателя сопровождалось оригинальной культурой и стилем. Не было исключением и появление новой или преображение уже существовавшей архитектуры как мощное средство захвата контроля и подчинения.

Нигде это ощущение аккультурации (взаимовлияние разных культур), не проявляется настолько ярко, как в столице XI века Никосии. Пестрый культурный городской пейзаж, окруженный венецианскими стенами XV века, с его громадным многообразием архитектурных стилей – впечатляющее путешествие сквозь слои мультикультурного прошлого Кипра. Особенно остро это чувствуется в квартале Селимие, где часто нелегко расшифровать архитектурный стиль и происхождение зданий. Например, здесь находится такое сооружение, как Бедестен – бывшая церковь, во времена Османской империи преобразованная в крытый рынок.

Но самый яркий пример – расположенная в самом центре района мечеть Селимие – нередко провоцирует более интригующий вопрос: почему за двумя высокими минаретами, пронзающими линию горизонта Никосии, это исламское место поклонения, теперь самое большое во всей столице, настолько похоже на христианский собор? Хотя преобразование немусульманского культового сооружения в мечеть в контексте истории чем-то уникальным не является, если рассматривать это явление сквозь бурное прошлое Кипра, мечеть Селимие становится особенно актуальным примером важности архитектурного языка как средства передачи веры.

В 1192 году – после тягостного периода правления тамплиеров – английский король Ричард I предложил Кипрское королевство Гаю де Лузиньяну, который столкнулся с противодействием своему правлению в Иерусалиме. В последовавший за этим период времени архитектура Кипра процветала. Строительство церквей, дворцов и замков часто было вдохновлено современными западными стилями, в частности, теми, что можно было увидеть во Франции и Германии, захватывающе контрастируя с туземным.

Именно в этот период, около 1209 года, при правлении короля Генриха I, стартовало строительство собора Святой Софии, продлившееся 150 лет. Есть данные, свидетельствующие о том, что он занял место более ранней византийской церкви под названием Агиа София, что и послужило основанием для названия собора.

Айя София: восстановление духовной связи с прошлым
Много нашлось тех, кто решил выразить свое недовольство появились по всему миру после того, как Айя-София обрела свой прежний статус молитвенного места, мол – это произвол властей, оскорбление чувств христиан, покушение на основы западной цивилизации…
20.07.2020
1073

Церковь так и не была завершена полностью: в 1326 году её освятили, а такие элементы, как плоские колокольни, остались незавершёнными. Как во время, так и после строительства церковь подвергалась разрушениям. Она пострадала в 1373 году во время набегов генуэзцев, а в 1426 году – от мамлюков. После мощного землетрясения в 1491 году вся восточная часть собора была разрушена, и венецианское правительство заказало и реализовало восстановление культового сооружения.

Наиболее значительный поворотный момент в судьбе собора произошёл во времена правления Османской империи в 1570 году. Тогда церковь лишилась христианства и превратилась в мечеть, хотя всё ещё носила своё первоначальное название Святой Софии, которое не менялось до 1954 года. Чтобы превратить церковь в мечеть, незавершённые колокольни заменили минаретами и создали во внутреннем дворике фонтан для омовения с арочными нишами в форме трилистника.

В наши дни, пытаясь приблизиться к мечети, люди вынуждены пробираться через магазины и толпы людей. Наконец, победив толпу, мечеть восстает перед зрителями, увенчанная большими бело-красными флагами Северного Кипра, свободно развивающимися между двумя минаретами. Внутри разливается спокойствие, когда муэдзин призывает верующих к ежедневной молитве, произнося азан, который эхом разносится по узким улочкам Никосии.

Прохожему, не имеющему представления о его истории, здание представляет собой странное зрелище. Если это здание – церковь, то зачем ему минареты? Если же это мечеть, почему её крыша плоская, а не куполообразная? Многие декоративные элементы, которые указывали на тип этого храма, были скрыты за слоями белой краски и штукатурки – шаг, предпринятый османами во время преобразования священного пространства из церкви в мечеть. Только в 1948 году на западных порталах собора были обнаружены декоративные элементы, представляющие собой статуи и лиственный орнамент, отражающие его франко-готическую идентичность.

Однако если присмотреться к западному фасаду здания, можно усомниться, действительно ли церковь в то время была готической. Дополнения, сделанные в XIV веке, такие как три стрельчатых арочных дверных проема, защищённых тремя пролетами крыльца, что простираются в западной части собора, предполагают, что эта мечеть гораздо больше, чем её прежняя жизнь в качестве собора. Каждый из этих дверных проемов уникален четкой структурой рельефа.

С исторической точки зрения расцвет готического и западного архитектурного искусства на Кипре случился в то же время, когда стал развиваться палеологовский стиль Византии. То, что считалось великолепным готическим дополнением к острову, в действительности может быть чем-то иным. Возможно, что на самом деле этот стиль является уникальным палимпсестом различных зарождающихся архитектурных стилей и культур, принесенных завоевателями того времени? Если это так, то возможно ли, что стиль мечети Селимие действительно является уникальным для Кипра?

Интерьер храма сам по себе вызывает многочисленные вопросы. На первый взгляд, внутренняя часть мечети неожиданно не вызывает восторга. Похоже, что во время её преобразования было решено отказаться от излишеств. Как и с фасада здания, внутри него все христианские символы были убраны и покрыты белой краской и штукатуркой. При входе в храм сам громадный масштаб пространства подавляет. Внушительные колонны и высокий потолок поддерживаются полукруглой расстановкой летающих контрфорсов, которые являются определяющей характеристикой готической архитектуры. Несмотря на добавление исламских символов к голым белым стенам, окружающая обстановка кажется пустой. Довольно легко представить себе расположение хоров, алтарей, ширм, гербов, витражей и статуй романских мастеров в те времена, когда это пространство было церковью.

Но некоторые существенные изменения в исламизации церкви достойны внимания. Михраб, который указывает направление Мекки, и минбар были добавлены к интерьеру как необходимое условие для проведения мусульманских служб, наряду с двумя минаретами, которые появились в 1572 году. К главному корпусу церкви с южной стороны также были добавлены приподнятые ступени, чтобы сориентировать пространство в направлении Мекки.

Мечеть в основном продвигается как туристическая достопримечательность на севере Кипра. И все же когда всплывает информация об истории мечети, она дает гораздо более целостное представление о том, какой Никосия была прежде.

Однако трудно не задавать себе вопрос, какова судьба религиозных зданий, таких как мечеть Селимие и мечеть Лала Мустафа-паши в Фамагусте (бывший собор Святого Николая) на фоне продолжающегося кипрского конфликта. Из-за экономических ограничений, вызванных отсутствием международного признания (север Кипра не был официально объявлен государством), есть сомнения, сумеет ли Северный Кипр справиться с содержанием этих древних зданий. Возникают опасения, что эти великолепные примеры сплетения религиозных стилей могут прийти в упадок и исчезнуть навсегда. Но недавний прогресс в объединении позволяет надеяться на светлое будущее на острове Кипр.

Знаете ли вы, почему сподвижница Пророка (ﷺ) похоронена на Кипре?
После победы над береговой охраной, атаковавшей их при приближении к острову, мусульманские корабли высадились на побережье Кипра. Когда мусульмане уже высадились, Умм Харам ехала на лошади, которая вдруг испугалась и неожиданно высоко подпрыгнула…
16.12.2020
907

Islam-today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *